Что обязательно нужно знать новичку при покупке первого квадроцикла

Перед выбором первого квадроцикла для начинающего водителя необходимо определиться с назначением техники. Существуют модели для дорожной эксплуатации, передвижения по бездорожью или спортивных соревнований. От назначения зависят габариты и масса техники, рабочий объем мотора, тип коробки передач и ряд других параметров.

Квадроцикл
Для выбора первого квадроцикла необходимо учитывать некоторые технические моменты.

Что нужно знать о квадроциклах – информация для начинающих

Квадроциклом называется 4-колесное транспортное средство с задней ведущей осью либо системой полного привода, оснащенное рулем и седлом мотоциклетного типа.

Первая модель была выпущена на рынок США в начале 70-х гг. прошлого века компанией Honda. Утилитарная модель US90 отличалась установкой 3 колес и покрышками с развитым рисунком протектора.

Модель получила распространение на территории Калифорнии и использовалась как пляжный транспорт. Позже идею подхватили и доработали другие производители мототехники.

Устройство

В основе квадроцикла лежит трубчатая пространственная рама, к которой прикреплены бензиновый двигатель с коробкой передач и рычаги независимой подвески колес.

Поверх мотора расположен кожух с сиденьями для водителя и пассажира, в передней части находится топливный бак. Передние колеса управляются рулем мотоциклетного типа (усилитель ставится редко).

Предусмотрены крылья для защиты седоков от грязи или мокрого снега, защитные дуги для ног. Дифференциал отсутствует, что повышает проходимость на слабом грунте. Перед водителем установлено стекло.

Принцип работы

Поток мощности поступает от коленчатого вала двигателя к коробке передач и распределяется межу осями либо направляется на задние колеса. Водитель корректирует направление движения, меняет частоту вращения и переключает передачи (в случае установки механической трансмиссии).

Для снижения скорости и остановки предусмотрены тормоза гидравлического типа.

Покрышки с развитым рисунком протектора повышают проходимость. На части квадроциклов имеется электрическая лебедка для вытаскивания застрявшей техники.

Основные виды

Технику принято разделять на категории по:

  • возрасту водителя (для взрослых или детей);
  • допустимым условиям эксплуатации (универсального типа, для шоссе либо спортивной езды по треку).

Детские

Модели для детей отличаются сниженной мощностью и укомплектованы ограничителем максимальной скорости. Техника предназначена для учебной езды, оснащается защитными дугами и прочими элементами, предотвращающими травмирование малолетнего водителя.

Квадроциклы могут передвигаться в условиях легкого бездорожья и не рассчитаны на перевозку грузов. Рабочий объем мотора не превышает 50 см³ (встречаются модели с 2-тактными агрегатами упрощенной конструкции).

Детские
Детские квадроциклы со сниженной мощностью.

Утилитарные

Модели устойчивы, предназначены для взрослых водителей, подходят для развлекательных целей, перевозки грузов. Энергоемкая подвеска выдерживает ударные нагрузки.

Каркас безопасности защищает пассажиров от травм при опрокидывании, а усиленная рама не разрушается при экстремальных нагрузках. Недостатками техники являются большие масса и расход горючего, который частично компенсируется вместительным баком. Квадроциклы отличаются высокой ценой и большим ресурсом, достигнутым благодаря запасу прочности.

Утилитарные
Утилитарные квадроциклы имеют высокую стоимость.

Шоссейные

Модели предназначены для эксплуатации по дорогам общего пользования с периодическими поездками по пересеченной местности. Отличаются шинами с неглубоким протектором, вместительным баком и хорошей аэродинамикой.

Техника не в состоянии заменить стандартный легковой автомобиль, используется для развлекательных поездок. Трансмиссия рассчитана на достижение высокой скорости и мало подходит для передвижения в условиях бездорожья.

Шоссейные
Шоссейные модели имеют шины с неглубоким протектором.

Спортивные

Квадроциклы рассчитаны на выполнение трюков и отличаются сниженным весом. Имеют высокую цену и не предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья. Могут использоваться для прыжков с трамплинов (ходовая часть легко выдерживает перегрузки) или участвовать в разных соревнованиях.

Мотор обеспечивает быстрый разгон.

Места для пассажиров или перевозки полезного груза не предусмотрены. Техника не способна развивать высокую скорость, но отличается чувствительным рулевым управлением и хорошей динамикой торможения.

Спортивные
Спортивные квадроциклы имеют надежные тормоза.

Эксплуатационные особенности

В процессе эксплуатации необходимо:

  1. Своевременно обслуживать технику с заправкой свежих технологических жидкостей, соответствующих требованиям производителя квадроцикла. Регламент и особенности ТО указываются в заводской документации.
  2. Очищать раму и кузов от налипшей грязи и ремонтировать поврежденное лакокрасочное покрытие на стальных деталях.
  3. Периодически проверять состояние сальников и креплений, при обнаружении течи масла устанавливать новые уплотнители. Не допускается эксплуатация техники с плохо затянутыми болтами или гайками.
  4. В случае увеличения расхода топлива, появления дымного выхлопа или посторонних звуков при работе двигателя проверять силовой агрегат. В противном случае возможна необратимая поломка мотора или агрегатов трансмиссии.

Основы управления

Базовые рекомендации начинающим водителям:

  1. Для пуска мотора стартером поворачивать ключ в замке, нажимать на кнопку. Переключать передачи рычагом, на вариаторе изменение передаточного отношения автоматизировано. На руле могут находиться тумблеры выбора режима работы трансмиссии или блокировки дифференциала.
  2. При езде по прямой сгибать ноги в коленях, расслаблять руки и спину. В момент разгона наклонять тело вперед, голову к рулю, а при торможении или спуске – садиться на седло. Не ездить на выпрямленных ногах с напряженной спиной. Стойка приводит к повышенным нагрузкам на суставы и не позволяет оперативно реагировать на изменение дорожной обстановки.
  3. Для преодоления подъема переходить на пониженную передачу, наклонять тело вперед и двигаться на средних оборотах (резко открывать дроссель или сбрасывать газ запрещено). Если мотор заглох или квадроцикл остановился из-за недостатка мощности, плавно нажать на тормоз и развернуть транспорт вручную для спуска с косогора.
  4. При движении вниз по склону садиться на седло, поддерживая скорость тормозами передней и задней осей. Мотор должен работать в режиме средних оборотов. Не следует резко менять траекторию или раскручивать вал двигателя.
  5. При передвижении вдоль склона наклоняться в сторону вершины, выводить мотор на среднюю частоту вращения. При резком торможении или нажатии на газ техника входит в занос с опрокидыванием. На скользком покрытии важно проявлять дополнительную осторожность, поскольку квадроцикл может сползать вниз.
  6. Перед входом в крутой поворот смещать тело внутрь кривой, опираясь ногой на внешнюю подножку. Если дорога скользкая, то наклон вперед улучшает управляемость, а назад – загружает ведущие колеса, улучшая динамику разгона.
  7. Перед съездом в грязь убеждаться в отсутствии бревен или валунов, избегать заболоченной местности. Двигаться плавно: резкий набор газа вызывает пробуксовку колес. После езды по лужам или жидкой грязи очищать и высушивать тормоза несколькими плавными нажатиями на рычаг и педаль.
Основы управления
Водитель должен знать основы управления техникой.

Как выбрать первый квадроцикл – по каким критериям и параметрам

При подборе техники учитывают несколько параметров, зависящих от назначения квадроцикла. Например, бюджетные модели оснащаются двигателями с принудительным воздушным охлаждением, не рассчитанными на длительную работу в режиме максимальной мощности.

Мотор с жидкостным требовательнее к обслуживанию и дороже, но выдерживает высокие нагрузки без перегрева.

Наличие радиатора требует от водителя осторожности: при проезде через густой кустарник возможно повреждение теплообменника ветками.

Квадроциклы оснащаются бензиновыми двигателями с 2 типами систем питания:

  • с поплавковым карбюратором, требующим периодических чистки и регулировки;
  • с системой электронного впрыска, обеспечивающей снижение расхода топлива.

Объем двигателя

Для поездок по проселкам с твердым покрытием или легкому бездорожью подойдет техника с двигателями объемом 150–200 см³. Квадроциклы, рассчитанные на эксплуатацию в сложных условиях, оснащаются моторами вместительностью до 250 см³.

Профессиональные модели отличаются силовыми установками с увеличенным до 350–650 см³ объемом. Повышение параметра приводит к росту расхода горючего с одновременным улучшением динамических характеристик.

Мощность

Техника для повседневной эксплуатации оснащается силовыми агрегатами, развивающими от 15 до 18 л. с. Повышение нагрузи на квадроцикл предусматривает увеличение объема цилиндров и мощности, которая доходит до 50 л. с. у моделей для передвижения в экстремальных дорожных условиях. Трюковые для прыжков оснащаются двигателями, развивающими не более 20 л. с.

Скорость

Максимальная скорость определяется мощностью двигателя, характеристиками трансмиссии, весом техники и сопротивлением движению.

Шоссейные модели разгоняются до 90–95 км/ч, версии для рыбаков или охотников развивают не более 75 км/ч. Скоростные характеристики некритичны для квадроцикла. Важно обращать внимание на клиренс и удобство посадки за рулем.

Скорость
На квадроцикле можно развить скорость до 95 км/ч.

Переключение скоростей (коробка передач)

Техника оснащается коробками:

  1. С ручным переключением скоростей. Для выбора ступени водителю необходимо разомкнуть сцепление и перевести рычаг. Механические трансмиссии подходят для шоссейной езды. При эксплуатации на пересеченной местности водитель постоянно отвлекается от дороги.
  2. С автоматическим управлением. Блок управления переключает скорости в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. На квадроциклах используются бесступенчатые вариаторы, позволяющие плавно изменять скорость передвижения. Техника с автоматической коробкой подходит для любителей трюковой либо экстремальной езды.

Привод

Базовые модели оснащаются задними ведущими колесами. Крутящий момент передается от коробки передач цепью и полуосями с шарнирами.

Модификации, рассчитанные на бездорожье, имеют полный привод. В конструкции предусмотрен дополнительный редуктор для передних колес, поток мощности передается полуосями.

На ряде моделей, имеющих повышенную грузоподъемность, вместо цепной передачи используется карданный вал. Модели с полным приводом отличаются улучшенной проходимостью, но дополнительные элементы в трансмиссии повышают расход топлива.

Тормоза

Для снижения скорости используется гидравлическая система, разделенная на 2 контура, не оснащенная вакуумным усилителем. Для торможения необходимо нажать на рукоятку на руле и педаль, расположенную на подножке.

Следует выбирать модель с колесными механизмами, защищенными от грязи и сохраняющими эффективность работы в широком диапазоне температур. Большинство производителей использует перфорированные диски с плавающей скобой.

Спидометр

Наличие индикатора скорости будет приятным дополнением, но следует покупать технику с полноценной панелью приборов. Установка тахометра, блока контрольных ламп, индикатора остатка топлива в баке позволяют отслеживать состояние квадроцикла.

Наличие счетчика пробега или моточасов обеспечивает своевременное прохождение технического обслуживания. Ряд производителей устанавливает цифровые часы, сигнализатор режима работы внешнего освещения или розетку для подключения дополнительного оборудования (например, рации или навигатора).

Размер колес

От диаметра дисков и высоты профиля шин зависит дорожный просвет, а ширина покрышки влияет на площадь пятна контакта колеса с дорогой.

Владелец квадроцикла может установить другую резину (например, с развитым рисунком протектора), но чрезмерное увеличение габаритов повышает нагрузку на трансмиссию и ходовую часть.

Для монтажа покрышек с нестандартной размерностью может потребоваться доработка крыльев или рамы. Допустимые габариты шин указаны заводом в инструкции по эксплуатации и на этикетках, наклеенных на кузов квадроцикла.

Посадочные места

Помимо базовых одноместных моделей, производится техника с двойным или полуторным седлом, рассчитанным на водителя и пассажира. Классические квадроциклы для 2 человек отличаются увеличенной колесной базой.

Версии с полуторным седлом короче, но с пассажирами рискуют опрокинуться при подъеме на крутой склон. Если техника будет использоваться для выездов компаниями, то следует выбрать модификацию с удлиненной базой и полноценным двойным седлом.

Посадочные места
Посадочные места для двух человек.

Дополнительное оборудование

Новички часто приобретают первый квадроцикл в базовом оснащении, что позволяет снизить затраты. Позже владелец докупает и устанавливает дополнительное оборудование самостоятельно или в условиях сервиса.

Ряд производителей предлагает в базе электрическую лебедку, дополнительные щитки для грязи, цифровую комбинацию приборов или багажные сумки. Не окажется лишним электрический обогрев рукояток на руле или месте для пассажира.

Сервисное обслуживание

Следует приобретать технику с увеличенным сроком гарантии без ограничения пробега. Перед покупкой необходимо ознакомиться с расценками на техническое обслуживание, уточнить расположение дилерских центров.

Некоторые производители заключают договоры с небольшими мастерскими, разрешая проведение регламентных работ или гарантийного ремонта. Гарантия не распространяется на поломки, возникшие вследствие неправильной эксплуатации или падений.

На что еще стоит обратить внимание: рекомендации новичкам

При приобретении техники учитывают:

  1. Конструкцию шасси и рабочего места водителя. От схемы расположения и конфигурации сиденья и рулевого управления зависят габариты и грузоподъемность квадроцикла.
  2. Техническое состояние техники с пробегом, определить которое может только специалист. Неправильная оценка приводит к покупке квадроцикла с изношенными агрегатами. Затраты на ремонт превышают полученную выгоду.
  3. Назначение, определяющее особенности конструкции. Например, модели для тяжелого бездорожья оснащаются электронной блокировкой межосевого дифференциала, позволяющей повысить проходимость.

ATV или SSV

Техника класса ATV отличается применением руля и седла, идентичных мотоциклетным. Сокращение колесной базы повышает маневренность, водитель может отклоняться в стороны и противостоять опрокидыванию.

Масса в снаряженном виде не превышает 450 кг, что положительно сказывается на динамике и проходимости. Категория SSV предусматривает установку кресла автомобильного типа.

Техника отличается прочным каркасом, может оснащаться закрытым кузовом. Увеличение колеи и массы повышает устойчивость. Грузоподъемность квадроциклов класса SSV доходит до 400 кг.

Новый или б/у

Приобретение подержанного экземпляра позволяет снизить затраты, но невозможно определить состояние ряда узлов. Например, если техника находилась в воде и не обслуживалась после извлечения на сушу, то может понадобиться капитальный ремонт двигателя или агрегатов трансмиссии.

Затраты на восстановление узлов могут превысить 50% от стоимости. Преимуществом нового квадроцикла является гарантия от производителя (от 12 до 24 месяцев без лимита пробега).

Цель использования

При подборе учитывают цель приобретения техники:

  • для прогулок по дорогам с твердым покрытием и легкому бездорожью;
  • для перевозки грузов в тяжелых условиях;
  • для туристических поездок, охоты или рыбалки;
  • для спортивных соревнований или езды в экстремальных условиях.

Популярные производители

В рейтинг лучших производителей вошли:

  • японские компании Honda, Yamaha, Kawasaki, Suzuki;
  • американские заводы John Deere, Arctic Cat, Polaris;
  • тайваньские предприятия Cectek, Sym;
  • канадская компания BRP Can-Am;
  • китайские бренды AWM, Kymco, Stels.

Рейтинг лучших квадроциклов

Рейтинги составлены на основе отзывов покупателей и сотрудников сервисных центров. В топ лучших моделей вошли квадроциклы разного назначения.

Перед покупкой следует посетить салоны мототехники, осмотреть выставочные образцы. Тестовые выезды не предлагаются, поэтому следует ориентироваться на мнение владельцев или публикации в журналах.

Утилитарные модели

В рейтинг лучших моделей утилитарного класса вошли:

  1. CFMoto CForce 500 HO с классическим сиденьем мотоциклетного типа для 2 человек. Производитель применил двигатель мощностью 38 л. с. с принудительным жидкостным охлаждением и рычажные подвески с уменьшенным ходом. Клиренс составляет 270 мм. Трансмиссия поддерживает режимы 2WD, 4WD. Предусмотрена система блокировки дифференциала. В базовое оснащение входят багажные кофры, спинка для места пассажира, батарея с увеличенной емкостью.
  2. PM-500-2, собранный в Рыбинске из комплектующих отечественного и китайского производства. Ход рычагов подвесок составляет 170 и 195 мм (спереди и сзади соответственно). Мотор развивает 38 л. с. Трансмиссия оснащена переключателями режимов работы и электрической муфтой для блокировки дифференциала. В стандартное оборудование входят электрическая лебедка, расширители колесных арок, элементы для защиты днища от повреждений.
Утилитарные модели
Квадроциклы утилитарного класса.

Спортивные

В рейтинг лучших спортивных квадроциклов вошли:

  1. Can-Am Renegade 1000R X MR, не рассчитанный на перевозку пассажира и оснащенный шинами с грубым протектором для движения по глубокой грязи. Мотор развивает 90 л. с. Имеется шноркель для защиты от попадания воды в цилиндры. Дорожный просвет 318 мм позволяет двигаться по глубокой колее, а система блокировки дифференциала Visco-4Lok улучшает проходимость.
  2. Polaris RZR 72 XP Turbo S, оснащенный расположенными рядом креслами для водителя и пассажира. Техника рассчитана на быструю езду по сухим дорогам, оснащена 168-сильным мотором с системой наддува. Клиренс составляет 406 мм. Увеличенный до 482 мм спереди и 533 мм сзади ход подвески обеспечивает улучшенную геометрическую проходимость. В стандартное оборудование включен мультимедийный центр с сенсорным дисплеем, навигацией и поддержкой системы связи Polaris Ride Command.
Спортивные модели
Лучшие спортивные модели квадроциклов.

Шоссейные

В топ лучших моделей для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием попали:

  1. Arctic Cat TRV 1000 с 2-цилиндровым мотором V-Twin, оснащенным впрыском топлива и 4-клапанной системой газораспределения. Подвеска Ride-In обеспечивает снижение центра тяжести с сохранением клиренса на уровне 280 мм. В стандартное оборудование входят радиальные покрышки Maxxis 4-Speed и алюминиевые диски. Перед водителем расположен стрелочный спидометр с экраном бортового компьютера. Техника оборудована электрическим усилителем руля, стабилизатором поперечной устойчивости и багажными кофрами.
  2. BRP Can-Am Outlander 6х6 1000 Pro с двигателем Rotax 1000 мощностью 82 л. с., оснащенным системой жидкостного охлаждения. Транспорт отличается установкой дополнительной оси. Грузоподъемность доведена до 318 кг. Усилитель руля регулируется. Предусмотрена электрическая лебедка с максимальным тяговым усилием 1361 кг. Рукоятки руля имеют обогрев. Перед водителем имеется дополнительная платформа для груза весом до 45 кг. Трансмиссия поддерживает режимы работы 4WD и 6WD. Установлен блокиратор дифференциала.
Шоссейные модели
Квадроциклы для движения по шоссе.

Туристические

В рейтинг лучших квадроциклов туристического назначения вошли:

  1. Polaris General 1000, отличающийся частично закрытой кабиной без остекления и двигателем объемом 1000 см³, развивающим 100 л. с. Модель оснащена 2 креслами автомобильного типа. Открытая платформа позволяет перевозить до 272 кг груза. Предусмотрен буксировочный прибор для прицепа весом до 680 кг. Вместимость топливного бака составляет 36 л, а дорожный просвет доведен до 305 мм.
  2. Yamaha Grizzly 700 с независимой подвеской колес, имеющей ход 193 мм спереди и 232 мм сзади. Автоматическая трансмиссия Ultramatic оснащена центробежным сцеплением для постоянного натяжения ремня и увеличения ресурса деталей. Двигатель объемом 686 см³ развивает 49 л. с. Для подачи горючего установлена система впрыска. Запас топлива на борту составляет 18 л. Техника может перевозить до 600 кг груза при собственном снаряженном весе около 318 кг.
Yamaha Grizzly 700
Туристические модели квадроциклов.

Приблизительная стоимость

Цена техники зависит от изготовителя и уровня технического оснащения. Бюджетные модели китайского производства для новичков обойдутся в сумму от 1,5 до 4 тыс. долларов.

Квадроциклы из Японии и США, относящиеся к средней категории, стоят от 7 до 15 тыс. Техника премиум-сегмента с улучшенным оснащением и мощными двигателями обойдется в 15–20 тыс.

Цена квадроциклов на вторичном рынке определяется техническим состоянием. Экземпляры с небольшими пробегами на 20–30% дешевле новых в салонах мототехники.

Полезные советы по безопасности

При движении на квадроцикле по шоссе или пересеченной местности необходимо постоянно отслеживать изменение дорожной обстановки. Новичкам не рекомендуется заезжать на крутые склоны: при ошибочной работе сектором газа транспорт легко опрокидывается.

Перед первым выездом следует приобрести защитную экипировку, предотвращающую переохлаждение и снижающую риск получения травм.