При попытке продать свой байк многие сталкиваются с затруднениями. Они обусловлены обилием предложений на рынке. Решить проблему быстро поможет компания, осуществляющая выкуп мотоциклов. Сотрудничество с ней дает владельцу транспортного средства ряд преимуществ.

В чем суть скупки мотоциклов
Данный вид деятельности нашел отклик среди мотолюбителей, и все большее их число обращается к профессиональным покупателям.
Скупщиков интересуют все виды подобной техники:
- классические дорожные мотоциклы;
- спортивные;
- квадроциклы;
- мопеды;
- мотороллеры;
- скутеры.
Некоторые компании принимают даже советские машины, например «Восходы» или тяжелые типа «Урала» и «МТ-10 Днепр».
Кто осуществляет процедуру
Скупкой байков занимаются организации, располагающие хорошо оборудованными мастерскими и налаженными каналами сбыта б/у техники.

В зависимости от состояния приобретенного ТС они поступают с ним одним из следующих способов:
- Перепродают. Это вариант для исправных мотоциклов.
- Ремонтируют и тоже продают. Часто перекупщикам сдают поломанные машины или побывавшие в аварии. При хорошем стечении обстоятельств из нескольких битых мотоциклов можно собрать один исправный и продать его по хорошей цене.
- Разбирают на запчасти. Те идут на продажу или на восстановление других неисправных байков. «Родные» запчасти пользуются у мотолюбителей особым спросом, т.к. они служат дольше изготовленных сторонними производителями дубликатов.
- Утилизируют и используют документы на ТС для легализации привезенных из-за рубежа мотоциклов без оплаты таможенного сбора. Для этого на двигателе и других блоках перебивают номера.
Помимо профессиональных покупателей, б/у мототехнику часто приобретают компании, торгующие запчастями. Некоторые из них имеют мастерские по разборке.
Встречаются и частные перекупщики, но они чаще всего предлагают продавцу неприемлемо низкую цену.
Как это работает
У большинства скупщиков мотоциклов б/у есть сайты. Продавец выходит на один из них и оставляет заявку с описанием своего байка. Вскоре с ним связывается менеджер для уточнения деталей, при необходимости компания присылает эксперта для оценки.

Перекупщики и сами ищут клиентов, просматривая объявления в интернете и печатных периодических изданиях.
Преимущества операции
Сбывая мотоцикл через скупщика, байкер выигрывает в следующем:
- Получает возможность реализовать ТС с непогашенным кредитом или оформленное в качестве залога.
- Экономит время: не нужно ремонтировать технику, заниматься предпродажной подготовкой, демонстрировать ее потенциальным покупателям.
- Не тратит деньги на оценку и доставку машины – перекупщик берет это на себя.
- Освобождается от забот по оформлению сделки, снятии техники с регистрации, прохождению технического осмотра и т.д.
- Экономит средства на хранении ТС.
- Получает деньги быстро и сразу в полном объеме.
- Не рискует столкнуться с мошенниками при условии сотрудничества с фирмой, давно работающей на рынке.
Попытка продать мотоцикл самостоятельно чревата не только большими трудозатратами, но и затягиванием процесса.
Рынок переполнен предложениями, и поиск покупателя может продлиться несколько месяцев.
Особенно сложно сбыть с рук технику, побывавшую в ДТП. Покупатели не слишком охотно отзываются на такие предложения из опасения, что продавец ради поднятия цены перечислил не все повреждения. Это грозит новому владельцу не только дополнительными тратами, но и аварией с тяжелыми последствиями. А те, кто все же соглашается на сделку, предлагают слишком малую плату.
Продажа скупщику подобных сложностей не предусматривает. Он забирает технику в любом состоянии по хорошей цене и рассчитывается на месте. А если байк нужно продать срочно, это практически единственный возможный вариант.

Случаи, когда требуется срочный выкуп мототехники
Неотложная необходимость в продаже ТС возникает в следующих ситуациях:
- Владелец попал в ДТП и разбил байк.
- Инспектор ГИБДД аннулировал права на длительный период.
- Врач запретил поездки на мотоцикле из-за болезни суставов.
- Нет возможности выплачивать кредит (например, из-за увольнения с места работы).
- Байк стал ненужным из-за повышенной занятости или изменения образа жизни, а собственного гаража у владельца нет.
- Срочно понадобились деньги (например, для покупки автомобиля).
Первая причина – наиболее распространенная. Опытные байкеры рекомендуют заранее найти в своем регионе компанию с самыми выгодными условиями и иметь при себе ее телефон. Иногда после ДТП мотоцикл теряет способность передвигаться своим ходом и продав его прямо на месте, владелец сэкономит на транспортировке.
Некоторые компании-скупщики торгуют и новой техникой, в т.ч. автомобилями. Здесь можно выгодно обменять с доплатой свой байк на машину.
Методы оценки ТС
Цену б/у техники определяют несколькими способами:
- по остаточной стоимости;
- по текущей себестоимости;
- сравнительным анализом.

В первом случае вычисления производят по формуле Ц = НС – УИ – СПД, где:
- Ц – текущая цена байка;
- НС – начальная стоимость новой машины;
- УИ – удешевление в результате износа, принимается равным ~5% от НС за каждый год эксплуатации;
- СПД – стоимость поврежденных деталей, не подлежащих восстановлению.
Если какие-то запчасти можно отремонтировать, вычитают предстоящие затраты. Метод остаточной стоимости наиболее привлекателен для продавца.
Второй способ похож на первый. Только вместо НС в качестве базиса используют текущую рыночную стоимость мотоцикла. Эта методика менее выгодна для продавца, но считается более объективной и потому применяется перекупщиками чаще всего.
Оценка по сравнительному анализу – наиболее простой вариант. Владелец ТС может и сам им воспользоваться.
Находят 10–15 объявлений о продаже байков той же модели и в аналогичном состоянии, затем вычисляют среднюю цену.
Факторы, влияющие на стоимость
Цену б/у мотоцикла определяют:
- марка и страна-производитель;
- возраст;
- пробег;
- общее состояние и степень повреждений, если они есть;
- востребованность данной модели на рынке;
- комплектация и наличие дополнительного оборудования, например маслоохладителя;
- цвет;
- спрос на неповрежденные детали;
- уровень цен в данном регионе.

Косвенным образом на стоимость влияет и уровень технической оснащенности перекупщика. Крупные компании с хорошо развитым слесарным сервисом предлагают выгодные условия, т.к. обладают большими возможностями по восстановлению узлов и деталей, а также налаженными каналами сбыта. С мотоциклов, не подлежащих ремонту, они снимают для продажи все, включая лампочки и грипсы.
Погнутые рамы вытягивают на специальных стендах, что позволяет продавать их по хорошей цене.
Мелкие мастерские и частные скупщики, наоборот, предлагают цену как можно более низкую и настойчиво стремятся убедить продавца, что выгоднее предложения никто не сделает. Поэтому бывалые мотолюбители рекомендуют не ограничиваться контактом с одним покупателем и обзвонить несколько фирм, желательно крупных.
Процедура выкупа мотоциклов
Предусмотрен следующий порядок действий:
- Продавец обращается в компанию по телефону или оставляет заявку на сайте.
- Менеджер уточняет местонахождение ТС.
- По указанному адресу выезжает эксперт для оценки.
Прибывший сотрудник проделывает следующее:
- Уточняет информацию о байке: возраст, пробег, ремонтировался ли в прошлом, какое стоит дополнительное оборудование и т.д.
- Производит внешний осмотр с фиксацией всех дефектов.
- Выполняет техническое тестирование с целью проверки исправности узлов.
- Оценивает ТС по одному из описанных методов.

Процедура занимает несколько часов. Если цена устраивает продавца, с ним прямо на месте заключают договор купли-продажи, после чего сотрудник фирмы-покупателя выплачивает сразу всю сумму наличными или банковским переводом.
Опытные мотоциклисты и автомобилисты, уже имевшие дело с перекупщиками, рекомендуют не соглашаться с ходу с предложенной стоимостью и попытаться поднять ее. На вторичном рынке техники наблюдается высокая конкуренция, побуждающая участников часто идти на уступки.
Документы, которые понадобятся владельцу
При себе нужно иметь следующее:
- гражданский паспорт;
- генеральную доверенность, если байк принадлежит другому лицу;
- паспорт транспортного средства;
- свидетельство о его регистрации в ГИБДД;
- номерной знак;
- комплект ключей;
- брелок сигнализации, если она установлена.

Также желательно наличие таких бумаг:
- страхового полиса ОСАГО, каско;
- диагностической карты;
- сервисной книжки;
- инструкции по эксплуатации ТС и установленного на нем дополнительного оборудования.
Особенности оформления
Договор составляют в произвольной форме и заверяют у нотариуса. Он содержит такие сведения:
- наименование документа;
- место и дату подписания;
- паспортные данные продавца и реквизиты фирмы-покупателя;
- подробное описание мотоцикла с указанием марки, модели, года выпуска, цвета, номера двигателя и его параметров;
- условия реализации;
- способ оплаты;
- обязанности участников сделки;
- их подписи.
Вместе с договором оформляют акт приема-передачи ТС. В нем приводят сведения:
- перечень повреждений;
- список исправных узлов;
- результаты техосмотра и общую характеристику состояния мотоцикла.
Главные отличия от выкупа автомобилей
В основном выкуп мотоциклов осуществляется так же, как и автомобилей. Большинство компаний, особенно крупных, охватывает оба направления. Выделяют только 3 отличия:
- Сезонность. Цена на байки б/у в большей степени зависит от того, в какое время года осуществляется сделка. Выгоднее продавать в начале сезона; к его окончанию спрос на рынке, а с ним и стоимость, ощутимо снижаются.
- Выезд на место. Представитель фирмы-покупателя сам приезжает к месту хранения мотоцикла. Автомобиль, наоборот, чаще приходится доставлять на площадку скупщика самостоятельно.
- Ограничение по возрасту. Большинство перекупщиков бывшей в употреблении мототехники приобретают модели, выпущенные не ранее 2005 г. На автомобили эти ограничения не распространяются.
Последнего придерживаются не все компании. Среди них есть желающие выкупить более старую и даже советскую технику.