В рейтинг самых ликвидных автомобилей на рынке России входит продукция отечественных и зарубежных заводов. Наблюдающийся с середины лета 2021 г. дефицит новых машин сказался на вторичном рынке, повысив цены и одновременно ускорив процесс продажи подержанной техники.
Как рассчитывается ликвидность автомобилей
Под ликвидностью техники подразумевают быстроту реализации подержанного автомобиля по рыночной цене. Точной методики расчета параметра не существует, скорость продажи зависит от ряда факторов. На скорость реализации оказывают влияние техническое состояние, пробег, уровень оснащения, модель и возраст машины. Ликвидность зависит от востребованности автомобиля в регионе (например, спорткар сложно продать в небольшом городе из-за отсутствия спроса и низкой покупательской способности населения).
Факторы, влияющие на быстроту реализации:
- техническое состояние и пробег автомобиля;
- количество владельцев и наличие оригинального ПТС, выданного при первичной регистрации;
- предоставление документации, подтверждающей проведение регулярного технического обслуживания;
- отсутствие залогового или кредитного обременения;
- цвет и тип эмали (на российском рынке востребованы серебристые оттенки «металлик»);
- год выпуска и количество окрашенных или восстановленных элементов кузова;
- сезон продажи (например, кабриолет проще реализовать в начале весенне-летнего периода);
- тип и рабочий объем двигателя (параметр учитывают в связке с видом кузова и вместимостью салона);
- характеристики и конструктивные особенности трансмиссии (например, в крупных городах быстрее продаются машины с автоматической коробкой).
Дополнительным критерием являются цена и распространенность машины на рынке. Например, микроавтобус Volkswagen Multivan сложно реализовать из-за высокой стоимости.
Владельцу придется ждать покупателя несколько недель, сбрасывать цену или отдавать автомобиль по схеме трейд-ин с потерей части суммы (автосалону необходимо впоследствии продать технику и получить доход). Другим вариантом неликвидной машины является представительский седан Hyundai Equus, не имеющий соответствующего имиджа в глазах потенциальных покупателей.
На ликвидность оказывают влияние конструктивные особенности машины или дефекты, усложняющие эксплуатацию. Например, продажа подержанного Audi A8 затягивается из-за алюминиевого кузова, сложного в ремонте. Проблему создают двигатели, чрезмерно расходующие масло, требующие квалифицированного обслуживания. Владельцам приходится ожидать клиента несколько месяцев либо сдавать машину в автосалон по трейд-ин с большой уступкой по стоимости.
После заполнения паспорта транспортного средства и выезда автомобиля из салона цена падает на 15%. Среднее снижение стоимости в процессе эксплуатации составляет 10%. Но на падение цены оказывает влияние инфляция или ажиотажный спрос. Подобное явление наблюдается с середины лета 2021 г., когда владельцы начали продавать подержанные 2-3-летние машины за 80-90% от стоимости на момент покупки в автосалоне.
Самые ликвидные авто на российском рынке
При определении ликвидности учитывались автомобили, выпущенные в 2017-18 гг. Из подборки убраны модификации, не пользующиеся спросом или слабо представленные на вторичном рынке. Не учитывались машины, требующие восстановления после ДТП (либо замены двигателя, агрегатов трансмиссии из-за необратимых повреждений). При составлении рейтинга были исключены машины, использовавшиеся в качестве такси и имеющие пробег более 400 тыс. км.
Средний срок продажи наиболее ликвидных моделей составляет около 1 недели.
Массовый сегмент (Standart)
Лидерами в бюджетном сегменте являются седаны Volkswagen Polo, Renault Logan и Hyundai Solaris, сохраняющие от 80 до 90% первоначальной цены. Машины востребованы как для стандартной эксплуатации, так и для работы в качестве такси. Седаны KIA Rio несколько уступают лидерам, как и хэтчбеки Renault Sandero и KIA X-Line. Причиной отставания является сниженная практичность кузова, меньшая длина задней части упрощает маневрирование в городе. В рейтинг ликвидных машин B-класса вошел лифтбек Skoda Rapid, построенный на унифицированной с Polo платформе.
В категории машин класса C лидером стал KIA Ceed с кузовом хэтчбек. Японский седан Toyota Corolla и чешский лифтбек Skoda Octavia поколения А7 расположились на 2 и 3-й ступенях. Среди техники бизнес-класса в тройку лидеров вошли автомобили Toyota Camry, Skoda SuperB и KIA Optima. Быстро реализуются на вторичном рынке седаны Mazda 6 и Ford Mondeo, владельцы которых теряют не более 25% от суммы, отданной в 2017 г. в автосалоне при покупке новой машины.
В сегменте компактных кроссоверов лидерами стали Hyundai Creta, Mazda CX-5 и Toyota RAV-4 с полным приводом, сохраняющие до 90% от первоначальной стоимости.
Модификации с передними ведущими колесами менее востребованы из-за слабой проходимости. Среди кроссоверов среднего класса первенство удерживает KIA Sorento, немного уступают лидеру Volkswagen Touareg и Toyota Land Cruiser Prado. Реализация таких машин на вторичном рынке позволит выручить от 75 до 85% от первоначальных затрат.
Среди крупных внедорожных машин наибольшую ликвидность демонстрируют американский Chevrolet Tahoe и японские Toyota Land Cruiser 200 и Mitsubishi Pajero. Из-за специфичности автомобили теряют цену сильнее, чем кроссоверы бюджетного или среднего классов. Сходная ситуация наблюдается в сегменте грузопассажирских пикапов с полным приводом. Лидерами рейтинга стали Toyota Hilux и Volkswagen Amarok. Владельцы крупных кроссоверов и пикапов смогут продать технику за 70-80% от первоначальной цены.
Производителями наиболее ликвидных автомобилей в массовом сегменте являются Toyota, Volkswagen – Skoda и KIA – Hyundai.
Продукция российских заводов АвтоВАЗ и УАЗ хорошо реализуется на вторичном рынке в небольших городах. Покупатели предпочитают автомобили с минимумом электроники, а распространенность запасных частей ускоряет процедуру ремонта.
Продать подержанную Lada Vesta или Granta можно за 60-65% от начальной цены, УАЗ Патриот теряет стоимость быстрее из-за склонности к появлению коррозии на кузове, большого расхода топлива.
Премиальный (Premium)
В премиальный сегмент вторичного рынка вошли автомобили нескольких классов. Победителями в малой категории стали городские хэтчбеки Smart Fortwo, Mini Cooper и Cooper S Countryman. Машины можно продать за 75-85% от изначальной цены. В категории класса «гольф» наиболее ликвидными стали премиальные Infiniti Q30, Volvo V40 Cross Country и Mercedes-Benz B-Classe. Владельцы могут продать автомобили за 75-77% от стартовой стоимости, а за версии в хорошем оснащении можно выручить до 80% от суммы, внесенной в автосалон при покупке.
В среднем премиальном сегменте лидерство досталось седану Audi A4, за которым расположились Volvo S60 и Mercedes-Benz C-Classe. При продаже автомобилей удастся выручить не более 70% от первоначальных затрат. Падение цены вызвано выходом новых поколений машин, а также сложностью конструкции. Среди седанов бизнес-категории в тройку наиболее ликвидных вошли Lexus ES, Volvo V90 Cross Country и BMW 5 Serie. При продаже автомобилей владелец получит от 69 до 75% от начальных инвестиций на покупку в автосалоне.
В премиальном сегменте компактных внедорожников лидерство принадлежит Lexus NX. Вне зависимости от уровня оснащения автомобиль продается за 78-80% от цены в салоне по состоянию на 2018 г. Занявшие 2 и 3-е места Porsche Macan и Land Rover Discovery Sport предлагаются на рынке подержанной техники за 75-77% от начальной цены. Сходная ситуация наблюдается в сегменте средних кроссоверов. Наиболее ликвидными стали Lexus моделей RX и GX, а также немецкий Porsche Cayenne, сочетающий улучшенную проходимость и спортивную динамику.
В сегменте седанов класса люкс лидерами стали седан Mercedes-Benz S-Classe (в стандартном варианте и в комплектации Maybach) и спортивный 4-дверный фастбэк Porsche Panamera. Владельцы оценивают автомобили в среднем в 75% от исходной стоимости. Вошедший в топ-3 шведский седан Volvo S90 уступает немецким конкурентам по оснащению и уровню престижа. Предлагающиеся на вторичном рынке экземпляры можно купить за 70% от исходной цены.
Лидерами среди производителей в премиальных категориях стали японский Lexus, немецкие Mercedes-Benz и Porsche, а также шведский концерн Volvo. На рынке техники с пробегом представлены и другие модели. За экземпляры в отличном техническом состоянии просят от 60 до 70% исходной стоимости.
Мелкосерийные модификации или автомобили марок Ferrari или Lamborghini ликвидными не являются, поскольку имеют высокую цену и мало интересуют состоятельных покупателей.
Ликвидные машины старше 5 лет
Если проанализировать рынок автомобилей от 5 до 15 лет, то наиболее ликвидными являются:
- модели ВАЗ с задними ведущими колесами и семейство Samara с передним приводом;
- седаны и хэтчбеки KIA Rio и Hyundai Solaris, выпуск которых начался в 2010 г.;
- седан Volkswagen Polo (версия до проведения рестайлинга) и компактный хэтчбек Skoda Fabia;
- лифтбек Skoda Octavia A5 и построенный на унифицированной платформе седан Volkswagen Jetta.
В областных центрах хорошо реализуются подержанные Лада Калина и Приора (вне зависимости от года выпуска), оснащенные двигателем объемом 1,6 л. Сложности возникают при продаже Калины с 1,4-литровым мотором, не отличающимся высокой надежностью. Быстро меняют владельцев машины семейства ВАЗ-2110, стабильным спросом пользуется Daewoo Nexia. На Дальнем Востоке или на Камчатке проще продать технику японского производства с правым расположением руля (например, хэтчбек Toyota Allex).
Ликвидность старых автомобилей премиального класса ниже, чем бюджетной техники. Причиной является износ кузова, агрегатов трансмиссии или двигателя. Восстановление машины потребует затрат, превосходящих цену техники на вторичном рынке. Продать отреставрированный экземпляр сложно, поскольку необходимо найти ценителя. Лидерами являются марки BMW, Lexus и Mercedes-Benz.
Заключение
Проценты ликвидности машин являются ориентировочными и зависят от ряда факторов. Если производители автомобилей не смогут восстановить объемы поставок, сократившиеся из-за дефицита полупроводниковых материалов, то следует ожидать роста цен на подержанную технику. Свой вклад внесет инфляция, в ряде случаев владельцы смогут продать машину с пробегом дороже, чем приобрели в салоне 3 или 4 года назад.